Докладчик – Борисова Е.И.

«Подростковый суицид»

Общие сведения о проблеме:

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). СУИЦИД — способность поставить под вопрос свою жизнь и изменить своё местонахождение. Смерть — побочный продукт суицида. Это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

Не смотря на разные ситуации, психологи выделяют общие черты суицидальных явлений.

Это:

  • Причина: фрустрированная (неудовлетворенная) потребность.
  • Эмоция: безнадёжность, безысходность;
  • Когнитивная характеристика: резкое сужение сознания.
  • Мотивация: бегство.
  • Отношение к суициду: амбивалентность (человек не хочет умирать, но и жить не может).
  • Тенденция: сообщение о своих попытках в той или иной форме; соответствие суицидальных попыток общей личностной структуре

Виды суицидов:

  1. Демонстративный: разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, с расчётом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей или чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих.

Внимание! Демонстративные по замыслу действия вследствие неосторожности, неправильного расчёта или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями.

  1. Аффективный: совершение суицидальной попытки на высоте аффекта, который может длиться от нескольких минут до часов и суток. Возможна и аффективная демонстрация при желании чтобы смерть «произвела впечатление».
  2. Истинный: имеет место при постепенно вынашиваемом намерении покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной, чтобы суицидным действиям «не помешали».

ОСОБЕННОСТИ  ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

  • Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности и самоидентификации.
  • Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых.
  • Подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.

Группа риска подростков, склонных к суициду:

  • Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
  • Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
  • Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
  • Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).

Характерные черты суицидальных личностей:

  • Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.
  • Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном.
  • Может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя.
  • Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки.
  • Ощущение безнадежности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством.
  • Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.
  • Они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно».
  • Они обладают туннельным видением, т. е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации.
  • Они амбивалентны — хотят умереть, и в то же время, некоторым образом, хотят жить.

Вербальные (речевые) ключи:

  • Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить».
  • Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».
  • Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

Поведенческие ключи:

  • Отчаяние и плач.
  • Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
  • Нехватка жизненной активности.
  • Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
  • Повышение или потеря аппетита.
  • Вялость и апатия.
  • Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
  • Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
  • Приведение в порядок своих дел.
  • Отказ от личных вещей.
  • Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.
  • Суицидальные попытки в прошлом.
  • Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
  • Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.
  • Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
  • Скудные планы на будущее.
  • Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.

Ситуационные ключи:

  • Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.
  • Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.
  • Недавняя перемена места жительства.
  • Семейные неурядицы.
  • Неприятности с законом.
  • Коммуникативные затруднения.
  • Проблемы со школой или занятостью.
  • Социальная изоляция.
  • Хроническая, прогрессирующая болезнь.
  • Нежелательная беременность.

Необходимо проводить работу с подростками по профилактике суицидальных намерений, включающей:

  1. Информирование учащихся по данной проблеме.
  2. Проведение мероприятий, лекций, классных часов, направленных на формирование уверенной жизненной позиции
  3. Ведение тренинговой работы в сфере формирования адекватной самооценки, самопознания, перспективного жизненного планирования.
  4. Альтернативные способы решения проблем, путем вовлечения учащихся в общеполезную и общекультурную деятельность в учреждениях, занимающихся молодёжной политикой.