Забота о детях: особенности в Туле

Лечение аутизма в туле — клиника опора Тула

Сопутствующие проблемы

Чаще всего аутизм проявляется в виде трудностей с социальной коммуникацией и ограниченного повторяющегося поведения. Но, помимо этого, у ребенка может быть слабо развита речь и могут наблюдаться другие когнитивные нарушения. Также основным симптомам могут сопутствовать совершенно разные проблемы со здоровьем. Они делают диагностику аутизма еще более сложной. Например, аутизм часто сцеплен с такими нарушениями, как эпилепсия, генетические синдромы, желудочно-кишечные нарушения, СДВГ. То есть они сосуществуют рядом, но не являются причиной друг друга (в научной литературе это называется коморбидностью).

Другим важным аспектом является то, что поведенческие нарушения, проявления агрессии, аутоагрессии и других форм нежелательного поведения не имеют отношения к диагностическим критериям РАС. В большинстве случаев данные проявления обусловлены недостаточным развитием коммуникации ребенка, а также особенностями его окружения. Понимание коммуникативных потребностей детей и адекватная программа помощи позволяют снизить проявления проблемного поведения и осваивать академические и социальные навыки в менее ограничивающем окружении.

Также известно, что риск развития некоторых состояний (депрессия, тревожные, обсессивно-компульсивные расстройства и др.) у подростков и взрослых людей с аутизмом в несколько раз выше, чем у нейротипичных людей. Мы можем эффективно помочь при данных состояниях и не должны путать их с диагностическими чертами аутизма. Депрессия, тревожные расстройства и обсессивно-компульсивные расстройства во многих случаях хорошо поддаются лечению в сочетании с психотерапевтической помощью.

Важно обсудить с ребенком, как диагноз отразится на жизни и учебе. Попросите врача рассказать вам об этом подробнее

Взрослые люди с расстройствами аутистического спектра говорят, что для них очень важно знание своего диагноза и достоверная информация об особенностях людей с РАС.

Знание о своем диагнозе помогает человеку думать о себе более позитивно (не рассматривать себя неудачником или невоспитанным человеком, лучше понимать себя и свои особенности). Это помогает справляться и адаптироваться к трудностям и развивать важные для успешности в социуме качества. Например, человек может учиться способам саморегуляции, тому, как справляться с тревогой, заранее планировать свой день, адаптироваться к неожиданным изменениям, поддерживать диалог и т.д.

Информация о диагнозе для человека – это проявление уважения к нему и его особенностям. Но, конечно, то, каким образом преподносится информация, должно зависеть от особенностей человека

Поэтому важно выбрать врача или консультанта, общение с которым будет комфортно для вас и ребенка

Материал Фонда помощи детям «Обнаженные сердца»

Аутизм и РАС – в чем разница?

По словам Надежды Осмоловской, аутизм – широкое понятие, относящиеся к психическим расстройствам как детского, так и взрослого возраста. В начале века такой недуг, прежде всего, затрагивал особенности поведения психических больных, страдающих эндогенными процессуальными заболеваниями и характеризовался тем, что человек погружен в свои внутренние переживания, мало реагирует на происходящее.

Эндогенное заболевание – расстройство психики, возникающее без воздействия какой-либо значимой патогенной причины.

«Это особое состояние, в первую очередь, мешающее социализации. Однако, детский аутизм затрагивает более широкий пласт нарушений развития. Исторически так сложилось, что сначала выделялись две основные формы: синдром Каннера и синдром Аспергера. Стоит отметить, что современное понимание детского аутизма гораздо шире и включает в себя множество различных форм, среди которых ранее перечисленные синдромы занимают лишь 15-20%, а остальной массив приходится на другие состояния, которые мы сейчас называем расстройство аутистического спектра (РАС)», — пояснила врач.

https://vk.com/video_ext.php

Синдром Каннера – нарушение социального развития, ранний детский аутизм. Ребенок может быть физически здоров, но проявляются задержки в развитии. Детям с синдромом Каннера тяжело понять чужие эмоции и выразить свои.

Синдром Аспергера – нарушения социального взаимодействия, отчетливо прослеживается повторение стереотипного поведения, но при этом отсутствуют речевые нарушения.

Основные признаки расстройства аутистического спектра

Заведующая отделением медицинской психологии и лечебной педагогики рассказала об основных признаках РАС, которые являются сигналом, что необходимо обратиться к врачу.

·       Нарушение социо-эмоционального контакта


·       Монотонность и стереотипность увлечений


·       Нарушения развитии речи

«Когда мы видим ребенка с отклоняющимся развитием, то нужно обратить внимание на нарушение социо-эмоционального контакта: ребенок не реагирует на обращение, не выполняет просьбы, не ищет внимания к себе, мало реагирует на выражение лица, интонацию голоса. Важную роль играет развитие его игровой деятельности

Если ребенок склонен к стереотипным вещам (постукиваниям, потряхиваниям), ведет себя необычно при взаимодействии с бытовыми предметами (открывает-закрывает двери, включает-выключает воду), то есть его игра носит необычный, стереотипный, однообразный характер и привлечь его к обычной не удается – ребенок отказывается, дает жесткие реакции протеста. Иногда наблюдаются моторные феномены – дети подпрыгивают на месте, необычно ходят на носочках, взмахивают руками, они особенно рассматривают предметы. Иногда можно заметить, что ребенок внезапно, несвойственно для своего возраста, кричит», – объяснила доктор.

Нередко помимо перечисленных признаков у детей с расстройством развития обнаруживаются и другие проблемы: страхи, нарушения сна и приема пищи, внезапные вспышки гнева. Часто дети проявляют особый интерес к нефункциональным характеристикам предметов, к примеру, запах или осязательные качества.

Диагностика аутизма у детей

Первостепенная задача специалиста — найти контакт с маленьким пациентом, дать ему чувство безопасности, создать условия, при которых ребенок почувствует себя комфортно. Консультации детского психиатра с ребенком проходят только в присутствии родителей, чтобы пациент чувствовал себя защищенным, не уходил в крайние эмоциональные состояния — страх, агрессию, истерику.

Диагностировать аутизм достаточно сложно, иногда для постановки верного диагноза требуется не одна консультация психиатра. Дело в том, что симптомы аутизма достаточно размыты, симптоматика ребенка может указывать совершенно на другое психическое нарушение на первый взгляд, поэтому врач старается создать различные условия для маленького пациента, чтобы иметь возможность наблюдать за реакцией и поведением ребенка при меняющихся обстоятельствах.

Наши детские психиатры никогда не поставят диагноз по первичному осмотру и обследованию. Терапия назначается индивидуально и только после того, как лечащий врач на 100% уверен в диагнозе. Это позволяет избежать ненужных процедур и лекарственных препаратов.

Если лечащий врач после проведенного осмотра и наблюдения за ребенком увидит необходимость в дополнительных исследованиях, он назначит аппаратную диагностику, которая позволит уточнить индивидуальные особенности ребенка и верно поставить окончательный диагноз.

В рамках дополнительного обследования может быть назначено:

Инструменты диагностирования РАС

В настоящее время не существует медицинских анализов, подтверждающих или опровергающих наличие аутизма у ребенка. Диагностика проводится в форме интервью с родителями и другими людьми, вовлеченными в уход за ребенком. Проводится наблюдение за его поведением. Для оценки поведения используются структурированные диагностические тесты.

Самый распространенный в России скрининг – M-CHAT-R (The Modified Checklist for Autism in Toddlers, Revised) – модифицированная версия опросника на выявление аутизма. Он состоит из 20 вопросов, на которые нужно ответить родителям, и позволяет определить возможный риск аутизма у ребенка в возрасте 1,5–2,5 года. Ответы на вопросы теста занимают несколько минут.

Более сложным инструментом является CARS (Childhood Autism Rating Scale) – рейтинговая шкала аутизма у ребенка. Обычно CARS используется специалистом в комплексе с клиническим наблюдением, взаимодействием с ребенком и структурированным интервью с ухаживающими взрослыми. В России широко используется перевод предыдущей версии CARS, доступный в Интернете. Эта шкала применяется для детей в возрасте двух-четырех лет. На английском же языке доступен обновленный и усовершенствованный вариант – CARS2. Она имеет две версии: CARS2-ST для детей до шести лет и CARS2-HF для детей старше шести лет с более высокими навыками коммуникации. Инструмент помогает оценить тяжесть нарушений в разных областях развития ребенка и сделать вывод о том, действительно ли у конкретного ребенка мы наблюдаем признаки РАС. Следует оговориться, что и CARS не является инструментом постановки диагноза.

Наиболее достоверными инструментами диагностирования РАС являются ADOS и ADI-R, часто они используются вместе. Эти шкалы доступны на русском языке. Они используются профессионалами для оценки и постановки диагноза.

Что такое аутизм?

Аутизм — расстройство психики, при котором у человека наблюдается стереотипное поведение, проблемы в общении с другими людьми, сложности с восприятием окружающего мира. Как правило, проблему обнаруживают еще в детском возрасте, когда родители замечают у своего ребенка трудности в общении, желание изолироваться от общества, остаться в одиночестве. Если вовремя не вмешаться в развитие патологического процесса, начинает прогрессировать социальная дезадаптация, что в будущем значительно повлияет на качество жизни маленького человека.

Психическое расстройство аутизм встречается достаточно часто. На каждые 10 тысяч детей приходится от четырех до шести случаев заболевания аутизмом. При этом мальчики более подвержены развитию данной патологии, согласно статистическим данным девочки с аутизмом встречаются в 3-4 раза реже, чем мальчики.

Многочисленные исследования до сих пор не смогли установить точных причин появления аутизма у детей. Однако специалисты по всему миру пришли к нескольким общим факторам, которые значительно повышают риск появления аутизма у ребенка.

Основные предпосылки развития аутистических расстройств у ребенка связаны с:

  • избытком определенных пептидов и нейромедиаторов в головном мозге ребенка;
  • минимальными поражениями головного мозга ребенка;
  • тяжелой беременностью матери ребенка, отягощенной заболеваниями и стрессами;
  • тяжелой и длительной родовой деятельностью;
  • разного рода функциональными поражениями головного мозга ребенка;
  • отягощенной наследственностью.

При любом поведении ребенка, которое вызывает у вас беспокойство и тревогу, нужно записаться на консультацию психиатра. Самостоятельно понять, что именно происходит с маленьким человеком, практически невозможно без должного опыта и медицинского образования. Врач же после тщательного обследования подтвердит или опровергнет ваши подозрения. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем больше шансов остановить течение заболевания.

Симптомы аутизма

Многие родители даже не знают, как понять, что у ребенка аутизм. Действительно, в некоторых случаях признаки заболевания маловыражены, поведение маленького человека кажется нормальным, с некоторыми поправками на возраст, обстановку или что-то еще. Но степень выраженности психического расстройства зависит от тяжести болезни, от формы, в которую она прогрессирует

Поэтому очень важно внимательно следить за всеми изменениями, которые происходят с вашим малышом, и при первых подозрениях, нехарактерном поведении или странных поступках прийти на прием детского психиатра, чтобы пройти диагностику и понять, в чем проблема

Признаки детского аутизма:

периодически можно заметить, что ребенок полностью погружен в себя: он не отзывается на свое имя, не обращает внимание на внешние раздражители — резкие звуки, изменения освещения или что-то еще;
ребенок старается избежать компании сверстников, не хочет общаться с другими детьми, стремится изолироваться, находиться в одиночестве;
за ребенком можно заметить периодические ничем не обоснованные приступы истерики, при которых ребенок длительное время может плакать без остановки и ему очень трудно остановиться, вернуться в спокойное состояние;
ребенок не любит телесный контакт, стремится избежать объятий, поцелуев, любых прикосновений, даже если они исходят от самых близких ему людей — мамы или папы;
у ребенка наблюдается серьезное повышение обеспокоенности в случае, если вокруг него происходит резкие изменения: появление новых игрушек, ремонт дома, выезд на природу, изменение привычного распорядка дня или что-то еще;
ребенок становится более склонным к однообразным, повторяющимся действиям: малыш может несколько часов мять бумагу, катать туда-сюда машинку, крутить пуговицу или мяч в руках;
у ребенка выражены трудности с ролевыми играми, он не может в своей голове воссоздать ролевой сценарий.

Кроме того, у детей с аутизмом часто наблюдаются задержки речи. Ребенок может длительное время вообще ничего не говорить или говорить только фонографично, то есть повторяя слова других, но не понимая их смысл. В некоторых случаях у детей с аутизмом речь развита, ребенок в монологе прекрасно показывает свои навыки, однако испытывает трудности и путается в словах в диалоге.

Нарушения интеллектуального уровня при аутизме могут быть весьма разнообразными и специфичными. Как правило, у детей с данным психическим нарушением сохраняются когнитивные функции. При аутистических нарушениях ребенок может иметь одаренность в какой-то из областей развития, но в других, при этом, будет значительно отставать от своих сверстников.

Критерии для диагностики РАС

Обращаясь к специалисту за диагнозом, нужно сначала убедиться в том, что он владеет современными диагностическими инструментами, перечисленными выше. В нашей стране для официальной постановки любого диагноза используется МКБ-10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Ее критерии и описательная база также позволяют поставить диагноз РАС. Использование всех вышеперечисленных инструментов делает эту задачу проще, а диагноз – более точным и достоверным.

У родителей есть право настаивать на корректно поставленном диагнозе. Если полученное заключение вызывает сомнения, необходимо искать мнения других специалистов, обладающих достаточным клиническим опытом и профессиональной квалификацией для этого.

На данный момент современные критерии диагностирования РАС опираются на классификацию DSM-5. Она является самым современным руководством для диагностики аутизма среди профессионалов всего мира. Эти критерии будут также отражены в МКБ-11, когда она вступит в силу в 2022 году.

DSM-5 дает самый обновленный и достаточно полный инструментарий для понимания поведения ребенка с аутизмом, симптомов, а также объясняет базовые уровни тяжести расстройств аутистического спектра.

В DSM-5 все составляющие расстройств аутистического спектра разбиты на два основных раздела («диаду аутизма»): (А) недостаточность социальной коммуникации и социального взаимодействия и (B) ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или деятельности.

Первая часть диады РАС (А) состоит из следующих подразделов:

  • A1 – проблемы с тем, чтобы начать и поддерживать социальное взаимодействие
  • A2 – проблемы с невербальной коммуникацией
  • A3 – проблемы с пониманием социальных ситуаций и социальных отношений

Вторая часть диады РАС (В) состоит из следующих подразделов:

  • B1 – атипичные речь, движения и игра
  • B2 – ритуалы и сопротивление изменениям
  • B3 – чрезмерная увлеченность объектами или интересами
  • B4 – атипичное сенсорное поведение

При этом диагноз «расстройство аутистического спектра» должен ставиться только в тех случаях, когда проявления «диады аутизма» влияют на повседневное поведение: если человеку трудно взаимодействовать с родными, сверстниками и другими людьми, развивать навыки, включая речь, быть гибким и переключаться с одной задачи на другую. Если трудностей в повседневной жизни нет, то и нарушения нет. Смысл постановки диагноза должен заключаться не в том, чтобы повесить «ярлык» на человека, а в том, чтобы помочь ему справляться с трудностями, вызванными нарушением, помочь реализовать свой потенциал и жить в обществе вместе с другими людьми.

Оцените статью